СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА СТЕКЛЯННУЮ БУТЫЛКУ В РОССИИ
Производство стеклянной тары в России до 1990 г. характеризовалось крайне низким объемом инвестиций. Кризис 1991-1994 г.г. усугубил и без того низкий технический уровень стеклотарного производства и неудовлетворительное качество отечественной стеклянной тары. Начиная с 1995 г. наметилась тенденция к увеличению объема инвестиций в стеклотарную промышленность как со стороны отечественных, так и, особенно, зарубежных фирм (чешских, немецких, бельгийских, турецких). Благодаря этим финансовым вливаниям в 1997 -1999 г.г. введены в действие новые современные производства бутылок на ряде стекольных заводов: Московском электроламповом, Анопинском и "Красное Эхо" (Владимирская обл.), Салаватском (Башкортостан), "Экран" (Новосибирская обл.). Суммарные мощности введенных в действие производств составили около 450 млн.бутылок в год в 0,5 л исчислении. Кроме перечисленных выше, к предприятиям с высоким техническим уровнем относятся "Стеклозавод им. 9 Января" (Тверская обл.), построенный в 80-х годах и оснащенный оборудованием фирмы "Heye-Glas" (Германия), Спировский завод "Индустрия" (Тверская обл.), а также ряд других предприятий.
После августовского кризиса 1998 г. поступление на российский рынок пива и алкогольных напитков из-за рубежа уменьшилось в 3-5 раз. Следствием этого стало закономерное увеличение доли российской продукции на рынке. Если во втором квартале 1996 г. производственные мощности российских спиртовых и ликеро-водочных заводов были загружены на 35-45%, то во втором квартале 1999 г. - на 75-80%. Это связано также еще и с принятием ряда законодательных актов. В частности, принятое Постановление правительства РФ № 943 "Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории РФ алкогольной продукции иностранного производства", а также Указ Президента РФ "О государственной монополии на производство спирта" значительно ограничили оборот алкогольной продукции теневых производителей. По официальным данным прирост производства алкогольных и безалкогольных напитков в первой половине 1999 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 18%. Таким образом, дефицит стеклянной тары к середине 1999 г. резко усилился.
Объем производства стеклянных бутылок в России составляет ориентировочно около 1800 млн. штук в год в 0,5 л исчислении. Установленная мощность стекольных заводов по производству бутылок в России составляет примерно 2400 млн. штук в год. Импорт бутылок по официальным данным Российской таможни составляет 650 млн. штук в год. Для обеспечения потребностей производителей алкогольных и безалкогольных напитков необходимо примерно 3800 млн. шт. бутылок в год.
Одним из последствий финансового кризиса 1998 г. является существенное снижение себестоимости стеклянной тары в России, по сравнению с другими странами. Это позволило снизить цены на бутылки в долларовом исчислении и обеспечить при этом устойчивую прибыль стекольных заводов. Некоторые производители высококачественной стеклянной тары получили возможность экспортировать свою продукцию и воспользовались ею.
Характеризуя рынок стеклянной бутылки в целом, следует отметить следующие его особенности. Существует большой неудовлетворенный отечественными производителями спрос на бутылку, оцениваемый величиной примерно 1,5 млрд. штук в год. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать притока инвестиций со стороны западных и отечественных фирм и организаций (Чехия, Германия, Италия, Турция, Бельгия; отечественные производители напитков: "Мо-Ро", "Балтика", "Стри-минвест", а также Правительство Москвы) для создания суммарных мощностей примерно на 1 млрд. бутылок и банок. Однако планируемые новые мощности не удовлетворят существующий спрос на бутылку и тем более прогнозируемый прирост производства напитков в России.
Поставки бутылок низкого качества с Украины, Белоруссии, Болгарии, Польши будут сокращаться вследствие несоответствия цены и качества. Импорт эксклюзивной, сувенирной и традиционной бутылки из Чехии, Германии, Италии, Франции очевидно снижаться не будет, так как их пока заменить нечем.
Цена бутылки для розлива пива (0,12-0,18 амер. долл.), поставляемой из западных стран, очень высока, и если и будет повышаться, то незначительно. Большой дефицит бутылок имеет место в Восточных регионах России. Доставка туда бутылок из Европы требует больших дополнительных расходов. Производители пива заинтересованы в замене импортной бутылки на отечественную по более приемлемым ценам. В то же время, при поставке бутылок высокого качества для элитных минеральных вод, безалкогольных и, особенно, алкогольных напитков цена имеет меньшее значение, тем более, что цена на эти напитки имеет тенденцию к росту. Тем не менее, российские производители напитков также заинтересованы в отечественных поставщиках бутылок (как стандартных, так и оригинальных) для снижения издержек своего производства и оперативных поставок. При этом очень важную роль играет качество поставляемой тары, особенно ее внешний вид, что могут обеспечить далеко не все российские стекольные заводы.
Многие западные фирмы организовали в России производства виноградных вин, кофе, майонеза, меда, фруктовых и овощных консервов. Эти производства не обеспечены отечественной стеклянной тарой и вынуждены работать на импортной из-за высоких фирменных требований к упаковке пищевой продукции.
Следует также иметь в виду, что вслед за Западной Европой, Госстандарт России готовит постановление о запрещении применения пластиковой тары для розлива алкогольных и газированных напитков, что также приведет к увеличению спроса на стеклянную тару.
Дополнительно необходимо отметить относительно узкий ассортимент отечественной стеклотарной продукции, предлагаемой на рынок российскими производителями. В недостаточных количествах производится бутылка малой емкости, эксклюзивная и сувенирная бутылка, которые пользуются большим спросом. Многие производители напитков ("Смирновъ", "Боржоми", "Нарзан", "Кристалл" и т.д.) предпочитают использовать только эксклюзивную бутылку для разлива своих фирменных напитков. Другие стремятся использовать широкий ассортимент бутылок разных размеров и формы для расширения продуктового ряда собственной продукции, придания ей запоминающегося внешнего вида. В настоящее время большая часть потребности в таких бутылках удовлетворяется за счет импорта.
Ключевой проблемой российской стеклотарной промышленности является устаревшее оборудование, установленное на большинстве стекольных заводов, которое не позволяет выпускать бутылки, отвечающие современным требованиям по форме и внешнему виду, "облегченные бутылки", быстро переходить от одного типа бутылок к другому.
До 1990 г. потребность в стеклянной таре в значительной мере обеспечивалась за счет ее многократного использования, для чего существовала разветвленная система сбора стеклянной тары и поставок ее производителям напитков. В настоящее время эта система функционирует значительно хуже и не в состоянии удовлетворить потребности предприятий пищевой отрасли. Более широкое применение эксклюзивной и сувенирной бутылки делает систему сбора и оборота стеклянной тары еще менее эффективной. Это приводит к увеличению потребности в новых бутылках.
В заключение можно прогнозировать устойчивый рост потребности в стеклянной таре на ближайшие годы, поскольку все вышеперечисленные факторы требуют увеличения производства бутылок для обеспечения потребностей отечественных производителей напитков. Можно прогнозировать также расширение экспорта высококачественных бутылок за счет более низкой цены на них в России, по сравнению с другими странами.
|