Специальные виды автомобильных стекол
При остеклении автомобилей, кроме обычных прозрачных стекол, также используют и различные виды специальных стекол. Эти стекла по функциональному назначению можно разделить на несколько групп:
- защитные (пулестойкие, взрывобезопасные);
- стекла с избирательным спектром пропускания;
- шумозащитные;
- стеклопакеты.
Все стекла, выпускаемые для автомобилей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 5727-88 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" и техническим условиям, которые разрабатываются на конкретные виды стекол для определенных автомобилей и где указываются дополнительные требования, предъявляемые к стеклам. Ранее уже были рассмотрены основные требования, предъявляемые к автомобильным стеклам. Теперь, рассмотрим специальные свойства автомобильных стекол.
Стекла, которые применяются в автомобилях, уже несут в себе защитную функцию. Это либо ветровые стекла (многослойные - "триплекс") или закаленные стекла, которые прочнее, чем обычное листовое стекло. Пулестойкие стекла применяется там, где необходимо защитить пассажиров от возможных нападений - инкасаторские автомобили, защита важных персон.
Толщина пулестойких стекол колеблется от 19 до 60 мм, в зависимости от вида оружия, от которого они защищают. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51136-98 "Стекла защитные многослойные. Общие технические условия" пулестойкие стекла подразделяются на классы защиты в зависимости от средства поражения и характеристики поражающего элемента, как указано в таблице 1. Сразу хочется отметить, что класс защиты, на который были испытаны автомобильные стекла, должен быть указан в маркировке автомобильного стекла. Пулестойкие и взрывобезопасные автомобильные стекла толщиной до 60 мм имеют большой вес, вследствие того, что у них большое количество слоев стекла. Для существенного снижения веса автомобильных стекол, можно использовать химически упрочненное стекло, что позволит снизить вес стекла в 3 раза.
Таблица 1
Класс защи- ты |
Вид оружия |
Наимено- вание и индекс патрона |
Характеристика пули |
Дистан- ция обстре- ла, м |
Тип сердечника |
Масса, г |
Скорость, м/с |
1 |
Пистолет Макарова (ПМ) |
9-мм пистолетный патрон 57-Н-181С с пулей Пст |
стальной |
5,9 |
305-325 |
5 |
|
Револьвер типа "Наган" |
7,62-мм револьверный патрон 57-Н-122 с пулей Р |
свинцовый |
6,8 |
275-295 |
5 |
2 |
Пистолет специальный малокалиберный ПСМ |
5,45-мм пистолетный патрон 7Н7 с пулей Пст |
стальной |
2,5 |
310-335 |
5 |
|
Пистолет Токарева (ТТ) |
7,62 пистолетный патрон 57-Н-134С с пулей Пст |
стальной |
5,5 |
415-445 |
5 |
2а |
Охотничье ружье 12-го калибра |
18,5-мм охотничий патрон |
свинцовый |
35,0 |
390-410 |
5 |
3 |
Автомат АК-74 |
5,45-мм патрон 7Н6 с пулей ПС |
стальной термо- упрочненный |
3,5 |
890-910 |
5-10 |
|
Автомат АКМ |
7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС |
стальной нетермо- упрочненный |
7,9 |
710-740 |
5-10 |
4 |
Автомат АК-74 |
5,45-мм патрон 7Н10 с пулей ПП |
стальной термо- упрочненный |
3,4 |
890-910 |
5-10 |
5 |
Винтовка СВД |
7,62-мм патрон 57-Н-323С с пулей ЛПС |
стальной нетермо- упрочненный |
9,6 |
820-840 |
5-10 |
|
Автомат АКМ |
7,62-мм патрон 57-Н-231 с пулей ПС |
стальной термо- упрочненный |
7,9 |
710-740 |
5-10 |
5а |
Автомат АКМ |
7,62-мм патрон 57-БЗ-231 с пулей БЗ |
специальный |
7,4 |
720-750 |
5-10 |
6 |
Винтовка СВД |
7,62-мм патрон СТ -М2 |
стальной термо- упрочненный |
9,6 |
820-840 |
5-10 |
6а |
Винтовка СВД |
7,62-мм патрон 7-БЗ-3 с пулей Б-32 |
специальный |
10,4 0,1 |
820 20 |
5-10 |
Следующий вид автомобильных стекол это стекла с различными видами покрытий. Одно из назначений стекол с покрытием - регулирование спектрального пропускания стекла с целью его декорирования, а также получения различных светофильтров, пропускающих или поглощающих световые колебания. Такие стекла получают различными способами: окрашивание в массе, нанесение на стекло покрытий пиролитическим методом (твердое покрытие), вакуумное нанесение покрытий на стекло (мягкое покрытие). Стекла окрашенные в массе, как правило, являются теплопоглощающими. При нанесении на стекло покрытий можно получить стекла низкоэмиссионные (энергосберегающие), солнцезащитные, отражающие и др. Кроме стекол с покрытием, можно получить аналогичные по свойствам стекла с защитными пленками, которые имеют избирательные спектры пропускания.
Стекло окрашенное в массе получают добавлением в стекломассу различных красителей, которые и придают стеклу определенный оттенок. Наиболее часто используют синий, зеленый, серый, бронзовый цвет с оттенками от темного до светлого, и др.
Как указывалось выше, стекла с покрытием могут быть, как с твердым покрытием, так и с мягким. Стекла с твердым покрытием являются влагостойкими, химически стойкими, устойчивы к абразивному истиранию, что позволяет их применять как в ветровых стеклах, так и в прочих видах стекол автомобиля (боковые, задние). Стекла с мягким покрытием не имеют такой химической стойкости, не устойчивы к абразивному истиранию, поэтому их рекомендуется использовать только в составе ветровых стекол и покрытием внутрь многослойного стекла.
Солнцезащитные покрытия предназначены для защиты салона автомобиля от проникновения избыточных солнечных лучей. Отражающие покрытия предназначены для придания стеклам зеркального эффекта и имеют высокий коэффициент отражения видимого света. Низкоэмиссионные покрытия предназначены для снижения коэффициента эмиссии у стекла, что позволяет снизить потери тепла через остекление.
Нередко в качестве прочих стекол в автомобилях используют шумозащитные стекла. Шумозащитные стекла представляют собой многослойное стекло ("триплекс) с использованием специального полимера, гасящего звуковые волны.
Кроме всех выше перечисленных специальных видов стекол, также при остеклении автомобиля могут применяться стеклопакеты.
Стеклопакеты представляют собой объемные изделия, состоящие из двух или трех плоских листов стекла, соединенных между собой по контуру с помощью дистанционных элементов и герметиков, образующих герметически замкнутое пространство (камеры), заполненное газом.
Применение стеклопакетов позволяет снизить потери тепла из салона автомобиля, улучшить звукоизоляцию.
С применением специальных видов стекол, улучшаются эстетические свойства и повышается комфортабельность автомобиля. При этом остаются высокие требования к светопропусканию стекол для наземного транспорта. В соответствии с требованиями ГОСТ 5727-88 светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должна быть не менее:
- 75 % - для ветровых стекол;
- 70 % - для стекол не являющимися ветровыми, входящих в поле обзора, определяющее переднюю обзорность.
Светопропускание прочих неветровых стекол не нормируется.
Стекла со светопропусканием менее 70 % дополнительно маркируются знаком V.
Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
|